Статьи

Подписаться на RSS

«Мама, это не я!». Почему дети нам врут и что с этим делать

Детская ложь всегда вызывает негативные эмоции у родителей — недоумение, обиду и даже гнев. Ко всему этому добавляется тревога: кем же вырастет мой ребёнок, если в таком юном возрасте он уже виртуозно умеет врать? Дошкольный педагог-психолог Олеся Новикова рассказывает, что скрывается за детским враньём и почему ругать — это не выход.


Если вспомнить своё детство, нетрудно понять, что поводов соврать у ребёнка всегда предостаточно.


Дети говорят неправду, когда знают, что за правдой обязательно последует строгое наказание. Врут от страха.

Дети врут, когда родители возлагают на них большие надежды, а они их не оправдывают. Вот и приходится привирать о своих успехах в спорте, в учёбе, творчестве, чтобы не разочаровать маму. Или показаться крутым в глазах сверстников.

Бывает ложь в защиту близкого или друга. Например, бабушка днём кормила конфетами, а ребёнок знает, что мама будет недовольна и говорит, что никаких конфет ему не давали.


Врёт — значит растёт и развивается

Ложь в возрасте четырёх-пяти лет — обычно признак того, что ребёнок взрослеет. Это даже повод для радости, если вдуматься. Если он умеет схитрить, значит, его мозг правильно развивается. Ведь для того, чтобы кого-то обмануть, нужно и речью хорошо владеть, и уметь анализировать. А ещё прогнозировать и предсказывать реакцию окружающих. Все эти навыки однозначно пригодятся во взрослой жизни.


Конечно, это не значит, что детскую ложь нужно пускать на самотёк. В таком случае она станет дурной привычкой. Решать проблему нужно, пока маленький врун не прокачал свой уровень и не стал врать так мастерски, что вы и не заметите. Действенный способ, который помогает во многих проблемных ситуациях — говорить с детьми. Только в диалоге, в доверительной беседе, можно найти истинную причину вранья. Не стыдитесь рассказать истории и из собственного детства, где всё тайное так или иначе стало явным.


Не отрицайте проблему и не давите

Мамам и папам неприятна даже мысль о том, что их собственные дети могут от них что-то скрывать. Мы хотим держать всё под контролем — слова, мысли, поступки и душевные переживания. Когда-то и я заметила, что дочь говорит мне неправду. Сначала я разозлилась. Потом начала думать и поняла: я сама передавила, она просто боится. Да, это трудно — добиться того, чтобы ребёнок говорил вам только правду. Но чем больше мы требуем и давим, тем больше получаем обмана. Говорите ребёнку почаще, что вы на его стороне. Что вы с пониманием относитесь к его слабостям и ошибкам. Не думайте, что это очевидно и лежит на поверхности. Ребёнку нужно это слышать и чувствовать. Только так можно надеяться на детскую откровенность.


Мама врёт, значит и мне можно

«Я опаздываю, потому что в пробке», «Мы не придём на праздник, малыш заболел». Взрослые врут по мелочам, не придавая этому особенного значения. Причём даже там, где врать не обязательно. Недавно я пыталась пригрозить двухлетнему сыну: если не соберёшь конструктор, он уйдёт к другому ребёнку. На это он невозмутимо ответил, что этого не случится, потому что у конструктора нет ног. Будьте честны с людьми — и со своим маленьким человеком в первую очередь. И тогда будет больше шансов, что он ответит вам взаимностью.


Вот ещё пример. Подросток пришёл с прогулки и признался маме, что после школы с друзьями не пошел домой делать уроки, а купался в речке. Как действовать? Если сразу начать орать и ругать его, в следующий раз он просто не признается. Первым делом нужно поблагодарить его за честность, а уже потом проговорить, что это опасно, и попросить на будущее предварительно звонить и спрашивать разрешения. Правила нужно повторять, дети легко их забывают. Поэтому важно, чтобы в доме появилось правило: за правду мы не ругаем никогда, за ложь — всегда.


Поймали врунишку — не спешите ругать

Подумайте, почему он так сделал. Что бы случилось с ним, если бы он сказал вам правду. Скорее всего, вы заметите, что ребёнок врёт в одних и тех же ситуациях. Симулирует болезнь, сваливает вину на младшего, сочиняет истории про несуществующие успехи. За всем этим всегда что-то скрывается — проблемы с учителем или одноклассниками, недостаток внимания и ласки, ваши завышенные требования или просто страх. Есть закономерность: чем строже родители, тем виртуозней врёт ребенок.


Бывает и так, что мы, родители, закрутившись в своих делах, просто не спрашиваем у ребёнка, как настроение, что нового. Он молчит о плохих оценках или об испорченной вещи. Но потом, когда всё всплывает наружу, мы по сути не имеем права ругать его за ложь. Не сказал и соврал — это разные вещи.

УРОКИ БЕЗ СТРЕССА - 10 ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ!


Если совместное выполнение домашнего задания с ребенком обычно заканчивается ссорами и испорченным настроением, если делать уроки с ребенком для вас не меньшее мучение, чем для него самого, тогда эта статья для вас.


✔Правило № 1. Выясните причину


Если ребенка никак не усадить за домашнее задание, он придумывает бесконечные отговорки или намеренно тянет время, чтобы не садиться заниматься, обязательно выясните, в чем причина. Важно понять, распространяется ли эта неприязнь на все уроки или на домашние задания по каким-то конкретным предметам. Если ребенок в целом не желает садиться за уроки, тогда переходим к Правилам № 2 и № 3.


Если негативные чувства вызывают вполне определенные предметы, расспросите, почему. Причин может быть множество: ребенку не дается предмет, не нравится учитель, занятия по этому предмету вызывают некие неприятные ассоциации и так далее. Читайте наше Правило № 8.


✔Правило № 2. Дайте отвлечься


Как только ребенок пришел из школы, не заставляйте его сразу заниматься. Ему необходим перерыв, чтобы переключиться и отвлечься от школьных проблем. Идеально, если на этот перерыв придутся обед или полдник, прогулка на свежем воздухе или активные игры.


Совсем маленьким школьникам, возможно, стоит и поспать. Все зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья вашего ребенка. Главное, чтобы за уроки он сел отдохнувшим и со свежей головой.


✔Правило № 3. Создайте ритуал


Создавайте определенный ритуал, чтобы делать уроки без стресса. Например, старайтесь, чтобы ваш ребенок садился делать уроки всегда в одно и то же время. Режим дня вообще полезен, а в этом конкретном случае он еще и приучает к собранности и организованности. Кроме того, подсознательно ребенок начинает воспринимать этот процесс как нечто постоянное, само собой разумеющееся, как приемы пищи, вечернее мытье перед отходом ко сну…


Возможно, стоит установить временные рамки (с учетом индивидуального ритма ребенка и объема домашних заданий), в течение которых ребенок занимается, например, полчаса- час (для младших школьников) или два часа (для ребят постарше).


Тому есть как минимум две причины. Во-первых, по истечении этого времени ребенку уже сложно концентрироваться и работать эффективно. Во–вторых, если к этому времени прибавить еще и количество часов, проведенных в школе, вы увидите, что получится почти полноценный рабочий день. А это очень много для детского организма.


✔Правило № 4. Организуйте перерывы


Чтобы делать уроки без стресса, во время выполнения домашнего задания позволяйте ребенку небольшие перерывчики – 5-10 минут (вспомните: ведь вы и сами на работе периодически отвлекаетесь на чай и перекуры). В это время ребенок может встать из-за стола и размяться, выпить сока или скушать дольку апельсина. https://vk.com/raz.deti


Это особенно нужно малышам, которые еще только учатся писать в прописи и долго сидят в одной позе, вырисовывая буквы. За перерыв успеют отдохнуть и глазки.


✔Правило № 5. Присутствуйте или проверяйте


Для того, чтобы ребенок (особенно первоклассник) делал уроки без стресса, родитель должен присутствовать при выполнении домашнего задания. Здесь важна постепенность.


Совсем маленьким школьникам папа или мама помогут организовать работу, проследить, чтобы ребенок не застревал на чем-то одном. Это может потребовать вашего присутствия в течение всего времени, отведенного на уроки. Затем, по мере взросления вашего ребенка и приобретения им навыков самостоятельной работы, можно договориться, что он сам делает легкие и понятные задания, а с вами – сложные.


Другой вариант – ребенок готовит все сам, а вы проверяете.


Обязательно хвалите и подчеркивайте его самостоятельность: «Какой ты молодец, почти все уроки сделал сам! Ты уже совсем взрослый!»


✔Правило № 6. Не делайте уроки за ребенка


Родитель НЕ ДОЛЖЕН делать уроки за ребенка. Иногда у вас может возникнуть соблазн сказать ребенку, как решать примеры или отвечать на вопросы, чтобы освободиться побыстрее. Это в корне неверно.


* Во-первых, тем самым вы подаете ребенку дурной пример и не удивляйтесь, если он через какое-то время попросит вас сделать уроки за него.


* Во-вторых, так он никогда не научится самостоятельности и ответственности.


Идите другим путем: вы всегда можете ненавязчиво подсказать, подтолкнуть, указать верный ход мыслей.


✔Правило № 7. Занимайтесь дополнительно


Понаблюдав какое-то время за тем, как ребенок выполняет домашние задания, вы без труда поймете, что именно вызывает у него наибольшие сложности и на что он тратит больше всего времени, когда делает уроки. Возможно, ему тяжело дается письмо или какие-то грамматические правила, счет в уме или пересказ текста.


Если вы хотите делать уроки без стресса, в выходные дни уделите этим «подводным камням» дополнительное время. Позанимайтесь с ребенком спокойно, без спешки, и через некоторое время эта тактика обязательно даст результат. Ваше чадо обретет уверенность в своих силах.


✔Правило № 8. Поговорите по душам


Если ваш ребенок воспринимает процесс обучения и домашние занятия скорее негативно, чем позитивно, поговорите с ним откровенно. Расскажите про свои школьные годы, какие предметы получались у вас лучше, а какие давались с трудом. Важно, чтобы ребенок понял, что не все и не всегда получается сразу, надо прикладывать усилия.


Если проблема в учителе, проявите максимум такта. Скажите, что учитель тоже человек, со своими плюсами и минусами, и ребенку надо как следует готовиться по предмету и вести себя на уроке как следует, тогда и проблемы исчезнут. Возможно, учитель просто очень строг, и ребенок чувствует себя в его присутствии неуютно. (Сразу скажем, что в особо сложных случаях, возможно, вам самим стоит поговорить с педагогом и выяснить, почему отношения с учеником не сложились.)


Если ребенку сложно найти общий язык с одноклассниками, стоит выяснить, в чем причина напряженности, пригласить кого-то из них в гости, организовать совместный поход куда-нибудь или детский праздник.


✔Правило № 9. Нанимайте репетитора только в крайнем случае


К репетитору стоит обращаться лишь, если вы видите явное отставание ребенка по какому-либо предмету, объективно подтверждаемое им самим и/или учителем. При этом вы сами не в состоянии обеспечить такой уровень занятий, который бы покрыл это отставание и дал бы возможность ребенку делать уроки без стресса.


Не нужно перегружать ребенка дополнительными занятиями по большому числу предметов, даже если ваши доходы позволяют записать его на десяток платных факультативов и нанять столько же репетиторов. Ваше чадо все равно будет не в состоянии усвоить такой объем знаний и одинаково эффективно заниматься всеми предметами. Здоровье и наличие у ребенка времени для отдыха и восстановления сил гораздо важнее.


✔Правило № 10. Будьте терпеливы


Хочется пожелать вам терпения. Будьте конструктивны. Это же ваш ребенок, не может быть, чтобы у него совершенно ничего не получалось.


Определенные совместные усилия, ваши доброжелательность и терпение обязательно дадут результат, и ваш ребенок научится делать уроки без стресса!

«Я — хороший!». Как сохранить самооценку ребенка в школе.

Какие действия и слова родителя влияют на самооценку ребенка? Что происходит с ней в школе? Почему дошкольники верят в себя, а с 1-2 класса их самооценка устойчиво падает? Как и сколько хвалить ребенка?


Давайте начнем с того, что мы понимаем под словом "самооценка". Это значимость, которой человек наделяет сам себя, свои способности, отдельные стороны своей личности. Самооценка тесно связана со способностью ребенка противостоять давлению сверстников. Мы не хотим, чтобы наши дети начали курить или попробовали наркотики.

Оказывается, что дети с позитивной самооценкой лучше сопротивляются давлению сверстников и в целом в жизни бывают более независимыми.

Самооценка – это фундамент успешности. Самооценка помогает справляться с неудачами и пробовать новое. Наверняка многие из вас встречались с детьми, которые будут играть во что-то только при гарантии, что они выиграют. Все мы встречали детей, которые отказываются пробовать новое, потому что чувствуют, что у них не получится. Нам кажется, что у этих детей низкая или негативная самооценка. На самом деле у них высокая самооценка, но не устойчивая.

Позитивность и устойчивость – вот две главные характеристики самооценки. Разберем каждую из них.

Позитивная самооценка

Ребенку важно чувствовать себя хорошим. И чтобы детей стимулировать, не нужно обращать внимание на их недостатки: "Надо постараться", "Надо сделать лучше" и т. д. Если мы правда хотим, чтобы дети старались и верили в себя, важно чтобы самооценка была позитивной. Чтобы ребенок сам верил в то, что он справляется и у него получается.

Устойчивая самооценка

Ребенку важно чувствовать себя хорошим вне зависимости от того, насколько ему удается или не удается какая-либо конкретная деятельность.

"У меня сегодня получилось – я хороший. Завтра нет – я все равно хороший. Я верю в себя".

Неустойчивая самооценка делает ребенка зависимым от успеха его конкретной деятельности. Сегодня проиграл – плохой, завтра выиграл – хороший.

ЧЧто происходит в школе с самооценкой

В большинстве случаев у дошкольников самооценка очень высокая. Если спросить ребенка, хороший ли ты, он скажет: "Конечно!". Есть стандартная схема диагностики самооценки у детей. Когда мы рисуем лесенку и говорим:"Вот если на самой высокой ступеньке стоят самые хорошие дети, а на нижней – плохие. Куда ты поставишь себя?" Ребенок 5 лет, скорее всего, скажет на верхнюю. И это совершенно нормально.

А дальше ребенок приходит в школу и сталкивается с тем, что результаты его деятельности постоянно оцениваются. Его сравнивают с другими детьми, со среднестатистической нормой. И несмотря на то, что в 1 классе не разрешается ставить оценки, тем не менее, с оценочной системой ребенок знакомится уже на этапе подготовки к школе в 6 лет. И когда попадает в школу, мы сразу наблюдаем резкое падение самооценки.

ЧЧто влияет на самооценку ребенка в школе

На самом деле факторов очень много, но я хотела бы остановиться на трех основных.

1. Очень важно, что мы говорим ребенку про него самого и его успехи

Есть стандартная схема – нас по ней воспитывали. Мы считаем, что надо ребенку обязательно рассказать, как он поступает неправильно и какой он несобранный, неаккуратный и т. д. Как будто это побудит его становиться лучше. Кто-нибудь видел таких детей?

Хочу привести гениальную, на мой взгляд, цитату психолога Рудольфа Дрейкурса: "Дети – прекрасные наблюдатели, но плохие интерпретаторы".

Дети наблюдают за тем, что происходит вокруг них, внимательно слушают, что говорят взрослые, и приходят к некоторым умозаключениям, но выводы, которые они делают про самих себя, иногда совершенно непредсказуемые.

Разные дети в аналогичных ситуациях делают разные выводы. И дальше они по жизни с ними идут. Для них эти выводы становятся абсолютной реальностью: "Я правда ленивый, слабый, математика мне не дается, я никогда не смогу с этим справиться и т. д".

Важный источник этих выводов – то, что мы ребенку про него говорим. Если мы хотим чтобы у ребенка формировалась позитивная устойчивая самооценка, давайте задумаемся, а какие выводы про себя делают наши дети, когда они слушают все то, что мы говорим и делаем? Как говорил Дрейкурс, "подлавливайте своих детей, когда они делают что-то хорошее".

В этот момент у ребенка появляется ощущение успешности, для него это важно, ведь он чувствует по-настоящему, что у него это действительно получилось.

2. Как мы реагируем на его ошибки и неудачи. Эта та почва, из которой произрастает самооценка

Здесь есть и другая крайность – когда мы кидаемся помогать ребенку по любому случаю, мы делаем его слабым и беззащитным, самооценка падает и в результате все равно становится негативной.

Давайте рассмотрим, какая реакция на ошибки мешает формированию самооценки:

– "Хорошо только то, что идеально"

Не надо ориентироваться на то, что хороший результат – это идеальный результат. Обращайте внимание на динамику: "Раньше у тебя было 8 ошибок в диктанте, а теперь только 2". Это поможет ребенку увидеть, что у него хорошо получается.

– "Ошибка – это проблема"

Важно чувствовать, что ошибаться – нормально. Мы подчеркиваем что ошибки естественны, когда человек учится. Он не захочет учиться, если каждую ошибку воспринимать как катастрофу. Важно ориентировать на то, что мы будем делать дальше.

– "Почему ты это сделал?"

Когда мы спрашиваем "почему" – мы не учим извлекать урок, мы учим оправдываться. Ребенок написал контрольную на "2". Мы спрашиваем: "Почему ты написал ее на "2", ты же всю ночь готовился?!" Мы правда думаем, что есть ответ?

Гораздо разумнее спросить: "Как ты думаешь, что теперь делать?", либо "Как тебе лучше поступить, раз это уже произошло?"

Этот ответ транслирует позицию, что на ошибках можно учиться самостоятельно.

3. Как мы его хвалим

Похвала бывает оценочная, а бывает описательная. В первом случае родитель оценивает то, что сделал ребенок: "Молодец!". Акцент на личности – мы не оцениваем действие. Когда такой оценочной похвалы очень много – самооценка будет высокая, но при этом крайне неустойчивая. Потому что ребенок все время будет ждать похвалу как подпитку.

Часто родители говорят – почему он такой неуверенный в себе? Мы же его все время хвалим. А потому, что много оценочной похвалы.

Альтернатива этому – описательная похвала. Когда мы описываем то, что видим – усилия ребенка, которые он к приложил. Акцент делаем на действии и результатах. Например, ребенок приносит вам рисунок. Первой реакцией, конечно, будет погладить по головке и сказать: "Молодец". Попробуйте просто описать, что вы видите на этом рисунке.

Первое время дети могут быть несколько растерянны – поскольку им не хватает очевидного вывода, молодцы ли они. Но если мы не торопимся и используем описательную похвалу, то через некоторое время у ребенка появляется очень важный навык – вывод о том, что он молодец, он учится делать сам. Ему в будущем не нужен будет взрослый для оценки себя.

Когда мы комментируем то, что делает ребенок с акцентом на том, что у него получается – перехвалить невозможно. "Ребенок нуждается в подбадривании, как растение нуждается в воде", – говорит Дрейкус.

Давайте не будем ждать, что ребенок сделает что-то потрясающее (станет чемпионом по плаванию, победит в олимпиаде), чтобы его похвалить.

Давайте вспомним, что для того, чтобы чувствовать, что он справляется, ему вовсе не обязательно говорить, что он молодец. Достаточно говорить, что у него получилось. И спросить: "Как ты думаешь, что нужно сделать в следующий раз?"

Почему жить без зависимости должно стать законом жизни?

     Жизнь — это длинная дорога, которую надо пройти достойно. Но не у всех это получается. Не получается так, как бы нам хотелось. Люди совершают много ошибок, которые нельзя исправить, нельзя зачеркнуть. Зачеркнуть так, как мы зачеркиваем их на листках бумаги; стираем и забываем о них. Но в жизнь все не так. Жизнь не даст нам забыть ни одной ошибки, ни одного промаха. Жизнь бывает сурова к нам. Она ставит на нашем пути много преград, испытаний, и, преодолев их, мы становимся выносливее. Но не все преодолевают эти преграды и испытания. Многие просто ломаются, как тростинки от сильного ветра. И не все потом могут подняться, и пойти дальше с высоко поднятой головой. Всю жизнь мы зависим от кого-то или от чего-то. Иногда, а можно сказать, что все чаще и чаще, эта зависимость становится пагубной привычкой.

     Пагубные привычки — это табакокурение, алкоголизм и самое страшное — наркотики. Эти привычки вредят не только нам, нашему организму, но и окружающим нам людям. Возьмем, например, играющих детей на детской площадке, а неподалеку от них отцов, которые, убивая время, курят. Неужели они не понимают, как вредит табачный дым их детям? Почему они, да и все мы разрешаем пагубным привычкам войти в нашу жизнь, поставить в ней все с ног на голову? У жизни есть свои этапы. Начинается она с рождения, а заканчивается смертью. А между этими двумя этапами есть и юность. Это весенняя пора человеческой жизни, пора наибольшей свежести и остроты впечатлений, пора неожиданностей и открытий, когда весь мир раскрывается перед нами во всем своем многообразии, сложности и красоте. Пора становления характеров, оценок и идеалов, вопросов, на которые необходимо отыскать ответы. Пора, когда нам хочется попробовать запретные плоды. Что заставляет нас это делать? Может, общество, в котором мы живем? У общества есть свои законы, которым надо подчиняться, а если ты не будешь им следовать, то будешь изгоем. Не каждый отважится пойти всех и не каждый хочет быть «белой вороной», не каждому это под силу. И именно общество влияет на дальнейшую нашу судьбу. Попав в компанию, мы делаем все, чтобы поднять свой авторитет. А поднимая авторитет, мы теряем себя, свое лицо, отказываемся от своих принципов, взглядов. И в компании мы первый раз пробуем горький вкус сигарет и сладкий вкус вина. Пробуем просто так, ради интереса, ради забавы; чтобы казаться взрослыми самим себе, чтобы чем-то заполнить свой досуг. Некоторые начинают пить от стремления забыться, отключиться от действительности. Алкоголь дает иллюзии, которым в реальной жизни не место. Не последнюю роль играет и переутомление. Куря сигареты и выпивая, они успокаивают себя тем, что смогут бросить, что есть сила воли, и они не будут, как те, которые и дня не могут без сигарет и выпивки. Пройдет время, и им будет не хватать этого, как чашки теплого чая по утрам или горячей ванны на ночь.

    Курят молодые и пожилые, юноши и девушки; курят все, независимо от расы и цвета кожи. Видеть сигарету в руках девушки, парня стало для нас нормой жизни. А так не должно быть. Ведь они будущие матери, отцы! Есть еще одно болезненное пристрастие — наркотик. Наркотик — это «белая смерть», «смерть в таблетках». Наркотик может постучаться в любую дверь, независимо от возраста и статуса. К наркомании особенно податливы молодые люди в возрасте 13−19 лет. Мотивов употребления молодыми людьми наркотиков много. У каждого человека свои причины. Причины индивидуальны в каждом случае. Бегством в наркотический дурман могут послужить жизненные различные трудности, связанные с семейными конфликтами, школьными неприятностями, или влияние товарищей, мода на наркотики. Принимая наркотики, они чувствуют, что попали в рай и им нравится это чувство, они начинают неосознанно привыкать к нему. И проснувшись в одно прекрасное и солнечное утро осознают, что теперь наркотики руководят ими. Из-за наркотиков они начинают врать родителям, друзьям, красть и еще хуже — убивать. От наркотиков исходят несчастья и болезни. Ведь сидя в грязных подъездах, не дождешься чего-нибудь хорошего. Молодые люди с беззаботным прошлым круто меняют свое светлое будущее, принимая наркотики. Наркотики входят в их жизнь незаметно, но оставляют в ней нестирающиеся следы. Следы, которые в большинстве случаев ведут к уходу из жизни. Жизни, которую они еще не познали и не прошли все ее этапы.

Жизнь дается нам один раз. И поэтому мы должны, обязаны прожить ее так, чтобы в конце жизни не было стыдно за себя. Каждый человек после себя оставляет частичку чего-то хорошего. И это хорошее всегда будет жить в наших сердцах. По утрам нас будит солнечный лучик, и мы должны радоваться тому, что мы можем чувствовать его тепло; что видим солнце у себя над головой и капельки росы на листьях. Радоваться тому, что дышим свежим воздухом, дотрагиваемся кончиками пальцев до зеленой травы, слышим, как журчит ручей весной и поют птицы в лесу. Мы должны быть счастливы, что просто живем. Живем, несмотря ни на какие испытания и невзгоды. Живем всем врагам назло и строим свои законы жизни без всякой зависимости.

Влияние насилия и конфликтов в семье на развитие ребенка и его поведение. Методы профилактики домашнего насилия.

Влияние насилия и конфликтов в семье на развитие ребенка и его поведение. Методы профилактики домашнего насилия.

Для того, что бы лучше рассмотреть влияние насилия и конфликтов в семье на развитие личности ребенка дадим определение психологическому насилию. Под психологическим насилием понимается «постоянно повторяющиеся унижения, оскорбления, издевательства или терроризирования (угрозы, подвержение опасности) ребенка». Чаще всего психологическое насилие направлено именно на эмоциональную сферу ребенка, давление или принуждение делать то, чего он делать не хочет или не может.

Семья является основным институтом, влияющим на развитие ребенка, так как именно здесь закладываются личностные черты ребенка, даются правила поведения в обществе, а также планируется «жизненный путь» ребенка. При этом семья является самым близким окружением ребенка. В сознании людей семья – это самое «безопасное» место для развития ребенка. Но на самом деле получается, что именно в семье происходит большинство случаев психологического насилия над ребенком, которое впоследствии выливается в деструктивное развитие личности ребенка.

Чаще всего насилие над ребенком проявляется при развитии его личностных качеств и в обучении.

При развитии личностных качеств ребенка могут возникать трения, например, в случае, если темперамент ребенка и родителей различается (родители – флегматики, меланхолики, а ребенок – сангвиник или холерик или наоборот, родители – холерики, а ребенок – флегматик). Родители, не понимая особенностей своего ребенка, начинают воспитывать в своем ребенке качества личности, не свойственные ему по природе. В результате ребенок может дома вести себя спокойно, в соответствии с требованиями своих родителей, ломая свои желания, зато вся энергия выливается в общественных местах с большей силой, чем могла бы вырываться, если бы родители разрешали ребенку проявлять эту энергию и в их присутствии. В случае нежелания ребенка подчиниться воли родителей следует наказание: отказ от общения, вербальное наказание, что травмирует психику ребенка и может привести к развитию личностной тревожности, агрессивности и падению самооценки, или наоборот, ее завышению, что в свою очередь отражается на взаимодействии с окружающими (драки, ссоры).

Часто причиной психического насилия со стороны родителей является учебная деятельность ребенка. Если ребенок успешен в этой сфере и оправдывает ожидания своих родителей, то он становится «любимым ребенком». В случае, если ребенок не успевает по тем или иным предметам, а родители считают эти предметы наиболее важными, то ребенка начинают унижать, повторяя, что он не может претендовать ни на что в жизни, он – неудачник. Особенно остро эта проблема стоит в современном обществе, когда родители пытаются отдать ребенка в специализированные учреждения: гимназии, лицеи, программу которых ребенок часто усвоить не может. При этом родители, желая видеть своих детей в таких учреждениях, и не обращая внимания на желания детей, искренне разочаровываются в них и стремятся различными способами психологического воздействия заставить своих «ленивых» или «неуспешных» детей учиться именно в таких учреждениях, прибегая в основном к оскорблениям и давлению на самооценку ребенка.

Следует отметить, что дети привыкшие быть жертвами насилия сами начинают применять насилие и агрессию видят как средство обороны. Чаще всего свою агрессию они направляют на более слабых детей. Часто агрессия детей, переживших психологическое насилие, не имеет под собой веских причин и проявляется в виде аффективных реакций. Такие дети легко решаются на применение насилия по отношению к окружающим. Некоторые дети, наоборот, ведут себя пассивно, проявляют уступчивость, не могут защитить себя перед другими. Дети, ставшие жертвами психологического насилия, испытывают трудности в усвоении социальных норм.

В заключение надо сказать, что у ребенка в случае психологического насилия в семье есть два пути развития: первый – «сломать» свои желания и потребности, личностные черты и получить за это любовь своих же родителей; второй путь – реализовать себя как самостоятельную личность со всеми своими способностями и принципами и не получить от родителей тепла, ведя с ними психологическую войну за собственную реализацию и осуществление себя как самостоятельной личности (если же конечно эта личность не ведет асоциальный образ жизни).

Наша важнейшая задача, вести постоянную профилактическую работу по родительскому просвещению, так как даже самый грамотный и опытный инженер, к примеру, возможно, не имеет глубоких знаний по педагогике, не владеет современными формами и методами воспитания.

Социальная профилактика насилия в семье может быть первичной, вторичной и третичной. Рассмотрим содержание, формы и методы каждой из видов профилактики. Самая массовая - первичная профилактика насилия в семье. Она проводится со всеми благополучными семьями, со всей "нормальной" молодежью и детьми. Ее цель - формирование активного, адаптивного, высоко функционального жизненного стиля, который обеспечивает реализацию прав, удовлетворение потребностей и интересов и формирование психологической установки на гармоничные семейные отношения. Социальная работа здесь носит информационный характер, поскольку она направлена на формирование в каждом человеке непринятие и категоричный отказ от манипуляций над собой. Содержанием первичной социальной профилактики насилия в семье является следующая работа:

•Широкое информирование населения о насилии в семье - работа в учебно-образовательных учреждениях, предприятиях, фирмах и др. учреждениях.

•Изучение правовых норм относительно поведения в реальных жизненных ситуациях, которые могут привести к насилию.

•Демонстрация образцов жизненных умений и навыков общения, знакомства, отдыха, выбора жизненного пути, трудоустройства, разделения обязанностей в семье с помощью СМИ, радио, телевидения, интернет.

•Поддержка творческой, интеллектуальной, общественной, спортивной деятельности молодежи, организация семейного досуга и отдыха.

Методами первичной социальной профилактики являются: информирование, пример, убеждение, работа в обществе, микросреде, семье.

За 2018 год было проведено 12 массовых акций и информационных мероприятий, направленных на профилактику насилия и конфликтов в семье и обществе, в которых приняли участие 215 несовершеннолетних и 100 взрослых. Также на базе ГБУ РК «Джанкойский городской центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» ежегодно (ноябрь) проводится конкурс социальной рекламы среди молодежи «Остановите насилие», в котором в 2017 г. принял участие несовершеннолетний, включенный в банк данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, за что был награжден грамотой (Владимиров С.Ю.).

Вторичная социальная профилактика насилия в семье является в основном, групповой и направлена она на семьи, детей и молодежь " группы риска". Целью ее является изменение малоадаптивного, дисфункционального, рискованного поведения, характерного для детей и молодежи из неблагополучных семей, детей - сирот, воспитанников интернатов. Вторичная социальная профилактика предполагает выявление таких детей, оказание им поддержки и помощи по следующим направлениям:

•формирование знаний о жизненных умениях и навыках, необходимых для самозащиты от насилия;

•информирование о учреждениях и организациях, которые помогают потерпевшим от насилия, передача знаний о способах обращения к ним в ситуации насилия;

•коррекция отношения молодежи и детей к себе, к своей роли в микросреде, осознание ценности своей жизни и своей роли в ней; коррекция родительского отношения, осознание ими нового отношения к ребенку, которое базируется на постулате - ребенок - субъект собственной жизни.

Основными методами вторичной социальной профилактики являются: информирование, объяснение, рассказ, анализ ситуаций, убеждение, разъяснение и др. Данные методы эффективнее всего реализуются в таких формах социальной профилактики, как тренинги, коррекционные циклы занятий, родительские лектории, детские и молодежные клубы, семейные гостиные. На этапе вторичной социальной профилактики особенно важна межведомственная связь специалистов: врачей и психологов, юристов и работников правоохранительных органов. Здесь очень важна система раннего выявления семейного неблагополучия и совместное сотрудничество разноплановых специалистов как единой команды в различных вышеназванных формах вторичной социальной профилактики.

За 2018 год было проведено 21 мероприятие (видеолектории, беседы, лекции, тренинговые занятия, семинары), направленные на профилактику насилия и конфликтов в семье и обществе, буллинга, пропаганду конструктивного разрешения конфликтов, в которых приняли участие 348 несовершеннолетних и 154 взрослых.

Третичная социальная профилактика насилия в семье направлена непосредственно на семью, отдельных ее членов, потерпевших от домашнего насилия. Она предполагает систему индивидуальной работы с потерпевшими и основательный комплекс социальных услуг. Самое главное в данной ситуации - возможность экстренного вмешательства команды специалистов, и изоляция жертв домашнего насилия.

Основной целью третичной социальной профилактики насилия является социально - психологическая реабилитация и социально - психологическое сопровождение жертв домашнего насилия. На этом этапе также важна совместная работа специалистов различных сфер деятельности - врачей, психологов, социальных работников, юристов, работников правоохранительной сферы. Основными методами являются: работа с конкретным случаем, анализ ситуации, переключение и коррекция, научение новым способам жизнедеятельности, создание воспитывающих ситуаций, демонстрация перспективы, реконструкция характера с помощью стимулирующих методов, информирование, переубеждение, включение в разнообразные виды деятельности и позитивно социализирующую микросреду.

Следовательно, поэтапная социальная профилактика домашнего насилия позволяет:

• четко определить цель, содержание, формы и методы социальной работы с семьей, детьми, молодежью, направленную на предупреждение домашнего насилия и оказание помощи в кризисной ситуации;

• дает возможность создать систему индивидуальной и дифференцированной работы как с неблагополучной семьей в целом, так и с членами семьи, потерпевшими от домашнего насилия;

• помочь определиться в сложной жизненной ситуации; помочь детям и молодежи сформировать такой уровень жизненных навыков и умений, который позволяет им нести ответственность за свою жизнь и научить пользоваться своими правами в обществе.

В 2017 году велась работа в рамках индивидуальных комплексных программ реабилитации с 2 семьями, находящимися в социально опасном положении. По итогам работы 1 семья была исключена из банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, с положительным результатом, вторая семья исключена в связи с переездом. За 2018 год сообщений о жестоком отношении с детьми не поступало.

Таким образом, социальная профилактика домашнего насилия может оказать помощь и поддержку различным категориям семей, детей и молодежи.

главный специалист ГБУ РК "Джанкойский городской центр социальных служб для семьи, детей и молодежи"специалист Зелинская А.Г.


Человек имеет право жить!

Болезнь под названием СПИД прогрессирует ежегодно и уносит жизни миллионов людей.

Для СПИДа не существует преград, он одинаково поражает мужчин, женщин и детей. Болезнь СПИД вызывается ВИЧ - вирусом иммунодефицита человека.

Инфицированных людей называют ВИЧ-положительные. Однако лишь конечная стадия болезни называется СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита человека.


ВИЧ передается тремя четко определенными путями:

1. половым путем– при любом незащищенном (без презерватива) половом контакте;

2. «кровь в кровь» – при использовании нестерильных игл, шприцев, пользовании чужими бритвенными принадлежностями, зубными щетками, маникюрными и педикюрными наборами.

3. от матери ребенку – во время беременности, в родах и при грудном вскармливании.


Таким образом, остальные пути, о которых вы можете услышать - лишь домыслы.


Следующие утверждения являются истинной правдой:

Кожа - непреодолимый барьер для ВИЧ.

Такие насекомые, как комары, не переносят ВИЧ.

Можно касаться, обниматься, целоваться с ВИЧ-положительным человеком, можно носить одежду ВИЧ-положительного человека.

Можно пользоваться предметами и устройствами, туалетом, душем, бельем вместе с ВИЧ - инфицированным человеком.

ВИЧ нельзя вдохнуть, нет его в слезах, поте, слюне, невозможно заразиться коснувшись зараженного человека.

Знать - значит предупредить!

Тесты - единственная возможность выявить или заражен ВИЧ человек или нет. Этот тест помогает выявить ВИЧ за несколько лет до того как разовьется болезнь. Он осуществляется через простой анализ крови.

Если у Вас появились сомнения, Вы обеспокоены –

Пройдите тест на ВИЧ! Обследование необходимо пройти через 3-6 месяцев после вероятного факта заражения.


ТАЙНА КОНСУЛЬТАЦИИ И ОБСЛЕДОВАНИЯ ГАРАНТИРУЕТСЯ!

Знание о наличии болезни дает возможность своевременно начать адекватное лечение и предотвратить ее развитие и прогрессирование. Эффективность лечения заключается в том, что уменьшается количество вируса в крови. Таким образом, можно жить с вирусом и жить обычной жизнью. Однако, важно не забывать о мерах безопасности, о которых уже шла речь.


ВИЧ-инфицированный - ты не одинок!


Сегодня лечение, к сожалению, не может привести к выздоровлению, однако оно может вернуть к нормальному ритму жизни, поскольку лечение предотвращает размножение вируса и развитие болезни.

Следует помнить, что если ты ВИЧ-инфицированный - ты не одинок. Необходимо присоединиться к ВИЧ-позитивным людям, пользуясь ассоциациями, центрами и т.п..

В любом случае ВИЧ не может стать препятствием при приеме на работу или стать причиной прекращения трудовой деятельности. ВИЧ-позитивный человек не обязан ставить в известность работодателя о своем статусе.


ВИЧ может коснуться каждого, поэтому важно предоставлять ВИЧ-инфицированным

психологическую поддержку.

ВИЧ-позитивный человек имеет право: вести личную жизнь, иметь друзей, получать информацию и образование.


АНО «Пациенты Крыма»


Консультационный центр для ЛЖВ

Адрес: 295006, РФ, Республика Крым, г. Симферополь, ул. А. Невского (Р. Люксембург) 30, оф.25

Время работы: понедельник – пятница, с 9.00 до 18.00

Тел: +7 (3652) 549 006; +7 (978) 856 01 65

E-mail: patients.of.crimea@gmail.com


Полезные контакты при работе с ВИЧ – позитивными людьми:


Благотворительный фонд «Надежда и Спасение»

Адрес: 295000, РФ, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Гоголя 47

Время работы: понедельник – пятница, с 9.00 до 17.00

Тел: +7 (978) 708 72 43

E-mail: Fondnis@ukr.net


ГБУЗ РК «Центр профилактики и борьбы со СПИДом»,

295006, Республика Крым, г. Симферополь, ул. А. Невского, 27а

Режим работы: понедельник – пятница с 8:00 до 17.42

Регистратура: (0652) 600-33-3, +7 978 404-30-26

Сайт: http://spid-crimea.ru/

Международный День Семьи

Международный день семьи отмечается ежегодно 15 мая во всем мире. Праздник был учрежден в сентябре 1993 года Генеральной Ассамблеей ООН. По решению ООН 1994 год был провозглашен Международным годом семьи.

Цель праздника – привлечь внимание общественности к проблемам, с которыми приходится сталкиваться семьям, в частности, связанным с попиранием прав семьи, а также с воспитанием подрастающего поколения.

Международный день семьи – праздник, утверждающий огромную значимость семьи в жизни общества.

Семья. Мы часто слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. У каждого из нас есть родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Семья – это те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сестрах и братьях, бабушках и дедушках. С семьи начинается жизнь любого человека, именно в семье происходит формирование его как личности.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. В зависимости от отношений в семье друг к другу и к окружающим людям, ребёнок формирует свои взгляды, положительные или отрицательные, строит свои отношения с обществом. Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно воспитывать ребенка в нормальной атмосфере.

Если у вас есть семья – неважно полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет — это все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите её. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе. Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение. Счастья вам и вашим семьям!